Проект Федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ представлен на рассмотрение...
Артем Рыжиков, генеральный директор ООО «Центр строительного аудита и сопровождения» о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ. Какие реформы планируются и как они повлияют на участников рынка?
Рыжиков Артем Юрьевич
На рассмотрение профессионального сообщества представлен проект Федерального закона о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ. Он кардинально изменит рынок негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Какие реформы планируются и как они повлияют на участников рынка?
«Ключевое изменение – введение обязательного саморегулирования. Если законопроект поступит в Госдуму и будет принят в текущей редакции, с 1 июля 2018 года заниматься негосударственной экспертизой смогут только организации, вступившие в СРО.
Внедрение института СРО обсуждается в профессиональном сообществе уже давно. Главная цель этого шага – оздоровление рынка негосударственной экспертизы и повышение качества экспертных услуг.
Согласно законопроекту, минимальная численность СРО – 25 негосударственных экспертных организаций. Каждая из них должна соответствовать определенным требованиям. В штате организации должно быть не менее 5 экспертов, имеющих аттестаты. Их квалификация (в совокупности) должна обеспечивать проведение экспертизы по всем видам инженерных изысканий и всем разделам проектной документации. Ужесточаются требования к экспертам: минимальный трудовой стаж, необходимый для аттестации, увеличится с пяти до семи лет, появится ответственность за подготовку заключений, не соответствующих требованиям технических регламентов. Если в течение пяти лет эксперт подготовил хотя бы два заключения с нарушениями – его могут лишить аттестата.
Еще одно нововведение – в СРО будут сформированы компенсационные фонды для покрытия финансовых рисков в случае возможного вреда или невыполнения договорных обязательств экспертными организациями.
Негосударственная экспертиза стоит на пороге серьезных перемен. На мой взгляд, усиление требований в части штата компаний разумно: в перспективе это позволит очистить рынок от некомпетентных и недобросовестных компаний. Хорошо и то, что специалисты будут нести персональную ответственность за качество своей работы. Наконец, материальная ответственность СРО сократит риски застройщиков.
Однако отдельные части законопроекта вызвали дискуссии среди участников рынка. Например, неоднозначную реакцию вызвало то, что СРО в области экспертизы будут входить в НОПРИЗ. Некоторые полагают, что это может привести к конфликту интересов: экспертные организации окажутся зависимыми от СРО, объединяющих проектировщиков и изыскателей, которые к тому же будут обладать численным перевесом. На мой взгляд, эти опасения преждевременны. Мы не знаем, чей голос будет решающим в спорных вопросах, не можем предугадать веса голосов экспертных организаций. Сейчас и изыскатели, и проектировщики, и эксперты выполняют собственные задачи, наша общая цель – готовить качественные строительные проекты. Не думаю, что в такой ситуации можно говорить о конфликте интересов. Не стоит забывать и о том, что документация по строительным проектам будет вноситься в ЕГРЗ, что обеспечит дополнительный контроль и повысит прозрачность системы.
Негосударственным экспертным организациям предстоит сложный переходный период. Рынок экспертизы станет более узким. Полагаю, что части организаций придется прекратить свою деятельность, новым компаниям тоже будет непросто войти на рынок. Но в этом есть и плюсы. Уверен, что надежные стабильные компании предвидели грядущие перемены и смогут адаптироваться к новым требованиям. А уход недобросовестных игроков поможет оживить рынок и обеспечить здоровую конкуренцию».