Во времянку на постоянку
Раньше сборные модули использовали в основном на стройплощадках, теперь из них собирают стационарные административные здания, а крупные застройщики переселяют офисы продаж из убогих вагончиков в дорогие модульные комплексы.
Про решение жилищных проблем — это, конечно, шутка. Но развитие рынка бытовок показывает, что инвестиции в эту отрасль — дело вполне серьезное. Многие игроки чувствуют себя уверенно и расширяют сбыт.
В компании «Фортрент» (один из крупнейших игроков на рынке аренды строительной техники) говорят, что сегмент строительных бытовок демонстрирует лучшие показатели. «Здесь кризиса мы не ощущаем в отличие от многих других направлений. Спрос не падает», — говорит Александр Степочкин, гендиректор этой фирмы.
Общая емкость регионального петербургского рынка, по некоторым оценкам, превышает 30 000 модулей в год (то, что продают или сдают в аренду). Оценить его в денежном эквиваленте сложно.
Недорогие модули стоят около 50 000 рублей, но в зависимости от комплектации цифры могут различаться в разы.
Сотни фирм предлагают всевозможные модификации «контейнеров», различающихся типом конструкций, отделкой, инженерной начинкой, планировочными решениями. Если не брать самые простые деревянные вагончики, то в основе обычно — металлокаркас, который, как правило, утепляют минватой, а снаружи обшивают оцинкованным профлистом. Внутренняя отделка предполагает множество вариантов.
Комплектаци
того, нужна бытовка под офис или предназначена для временного проживания рабочих. До 80–90% всех заказов приходится на долю строителей (на одной площадке, где возводят, например, жилой дом, устан
0 блок-контейнеров). Свою лепту вносят промышленные гиганты. Так, на одном только питерском заводе Nissan обустроен городок примерно из 500 модулей.
Контейнер с удобствами
В последние годы наметился качественный прорыв. Те же строители меняют требования к комплектации и внешнему виду бытовок. «Многие девелоперы уже не хотят заключать многомиллионные договоры с покупателями в примитивных бытовках, — комментирует Виталий Савчин, генеральный директор компании Elmaco (одного из лидеров отечественного рынка дизайнерских блок-модулей). — Сегодня есть потребность в мобильных офисах совсем другого уровня — современных, комфортных, с ярким фасадом и оснащенных по последнему слову техники. Такие сборные офисы можно увидеть на объектах SetlCity, «ЮИТ», «Леонтьевского Мыса», Legenda и других. Наша компания изначально ориентировалась на сегмент эксклюзивных заказов. Здесь бюджет нельзя измерять ценой одной условной бытовки. Стоимость контракта на модульный офис продаж может доходить до 10 млн рублей. Все больше застройщиков понимают, что имиджевая составляющая оправдывает эти траты. К тому же нельзя забывать о комфорте сотрудников».
В компании «ЮИТ Санкт-Петербург» подтверждают тенденцию. «Мы в числе первых в городе обустроили подобные офисы продаж — на объектах INKERI и «Новоорловский». При правильном выборе конструктива в модульных комплексах можно предусмотреть все необходимое: от вентиляции и кондиционеров до удобного санузла, подключенного к водоснабжению и канализации. Такие офисы привлекают дополнительное внимание к стройке: двухэтажные павильоны с панорамным остеклением и цветными стеновыми панелями невозможно не заметить. Еще одно преимущество — возможность гибкой планировки. Нам удалось разместить здесь и просторную зону для переговоров, и детскую комнату, и техно-рум (выставку образцов наших технологий), и шоу-рум на втором этаже», — рассказывает Анна Мироновская, представитель «ЮИТ Санкт-Петербург».
Обращает на себя внимание и другой тренд. Блок-модули все чаще применяют для обустройства постоянных рабочих мест. Если раньше городки из «контейнеров» были атрибутом крупных предприятий или вахтовых поселков где-нибудь в Сибири, сейчас и госслужащие не чураются таких офисов. Например, в Выборгском районе Петербурга из блок-модулей собрали здание для 49-го отдела полиции. В Приозерске по заказу ГУВД смонтирован двухэтажный комплекс площадью 432 кв.м, состоящий из 12 модулей компании Elmaco. Фасад выполнен из композитных навесных панелей, что позволяет скрыть стыки и придать зданию цельный вид. Похожий проект реализован в Тосно.
Пару лет назад много шуму наделал проект обустройства базы для летней практики студентов СПбГУ. Университет тогда объявил конкурс на закупку 74 модулей — для строительства двухэтажного общежития. Некоторые газеты поспешили с заголовками: мол, студентов поселят в морских контейнерах. «В итоге получился симпатичный проект. На основе комфортабельных модулей Elmaco обустроены полноценные студенческие городки (с общежитиями, столовыми и учебными корпусами) в Саблино и Кузнечном», — говорит г-н Савчин.
«Мы полностью довольны итогами, — подтверждают представители СПбГУ. — Так, общежитие на 160 мест в Саблино удалось построить всего за два месяца. Да и студенты подтверждают, что условия несравнимо лучше, чем в старых корпусах». Причем это вовсе не российское изобретение. На Западе при сооружении университетских кампусов давно используют контейнеры (даже морские).
В России есть, конечно, нормативные ограничения. Высота подобных некапитальных зданий не должна превышать трех этажей, а площадь — 1500 кв.м. «Нередко мы рекомендуем заказчикам ограничиться двумя этажами, чтобы было проще и дешевле возвести здание, соответствующее всем требованиям пожарной безопасности», — говорит Виталий Савчин.
Модульный эксклюзив
Есть и другая интересная тенденция. «Мы уже сталкивались с тем, что некоторые клиенты ради разумной экономии отказываются от съемных офисов в бизнес-центрах и перевозят персонал в оборудованные блок-модульные городки», — констатирует Александр Степочкин.
Крупные западные компании уже локализовали производство бытовок в России. Например, свой завод открыла австрийская компания Containex — один из лидеров по продажам блок-контейнеров. Ее модули легко разобрать на панели, перевезти и собрать на новом месте. Но планировки и оснащение таких бытовок — унифицированные. Фирма не будет менять размеры и конфигурацию под конкретного заказчика.
«У нас, например, противоположный подход. Модули Elmaco неразборные, но мы их изготавливаем под конкретный проект, учитывая пожелания по размерам (например, высота потолков может достигать 2,7 метра), организации рабочего пространства, панорамному остеклению, использованию декоративного фасада и т. д., — рассказывает Владимир Обухов, технический директор компании Elmaco. — Это могут быть комбинации из десятка разных блоков. Такой офис тоже можно собрать на новом месте (перевозя блоки целиком) и при этом заменить элементы внутренней или внешней отделки».
###gallery###
Другие производители подтверждают, что ситуация в этом сегменте пока внушает оптимизм. «У нас объемы заказов последние годы заметно не менялись. Разве что из-за кризиса возникла проблема с платежной дисциплиной, — рассуждает Михаил Сальников, управляющий Северо-Западным филиалом компании Algeco (фирмы с европейскими корнями, которая давно вышла на местный рынок и специализируется на сдаче бытовок в аренду). — В нашем парке, который мы сформировали еще до кризиса, порядка 2500 блок-контейнеров. В аренде постоянно удается держать до 90% парка».
На долю аренды бытовок приходится, по оценкам экспертов, примерно 15% ежегодного оборота рынка, остальное — продажи.
«Обычно блок-модули арендуют под конкретный проект. Например, западный подрядчик получил крупный заказ на строительство промпредприятия в области и обустраивает временный городок, — объясн
Степочкин. — Крупные застройщики и подрядчики, которые возводят жилье в Петербурге, предпочитают иметь блок-модули в собственности».
Сейчас емкость местного рынка бытовок, которые сдают в аренду, оценивается в 5000–6000 модулей в год. Как правило, это помещения с высококачественной отделкой. Снять такие бытовки можно за 8000–17 000 рублей в месяц. «С момента проседания рубля цены и на аренду, и на покупку бытовок выросли на 10–15%», — говорит Александр Степочкин.
«Если рассматривать дорогие варианты, где много импортных комплектующих, то они подорожали на все 20–30%», — добавляет Виталий Савчин. При этом он подчеркивает: когда строительные проекты длятся больше трех лет, большинство заказчиков (даже в сфере инфраструктурных проектов) предпочитают все-таки купить модульный городок, а не арендовать его, поскольку это обойдется дешевле. «Среди наших клиентов — подрядчики, работающие на таких знаковых объектах, как ЗСД, «Лахта-центр», скоростная магистраль М11», — уточняет г-н Савчин.
Некоторые игроки подумывают о расширении мощностей. «После заметного роста цен нам пока не приходилось увеличивать свой парк, но сейчас мы уже задумываемся о локализации производства в России, — развивает тему Михаил Сальников. — Я подтверждаю, что требования к качеству и комплектации бытовок постепенно меняются. Но в большей степени это все-таки характерно для обустройства офисных помещений, где планируют принимать клиентов и гостей. Сооружая мобильные городки для своих рабочих, большинство строителей пока предпочитают самые простые бытовки. Так что рынку есть куда расти».