Государство захватывает экспертизу
Изменения в законодательстве ставят под угрозу существование негосударственной экспертизы в строительной сфере. Формально частные компании останутся, но работать не смогут, а рынок вернётся к госмонополии.
Изменения в законодательстве ставят под угрозу существование негосударственной экспертизы в строительной сфере. Формально частные компании останутся, но работать не смогут, а рынок вернётся к госмонополии.
В начале августа в силу вступили масштабные поправки в Градкодекс. Среди новелл – обязанность застройщиков, проектировщиков и инвесторов в случае, если объект планируется в зоне с особыми условиями, проходить исключительно госэкспертизу. Практически одновременно начали действовать поправки в Земельный кодекс. В них приводятся 28 видов таких зон. В том числе: зоны охраны и защитные зоны объектов культурного наследия (ОКН), охранные зоны инженерных сетей, водоохранные зоны, санитарно-защитные зоны, приаэродромные территории… По сути, вся территория Петербурга окажется зоной с особыми условиями. Да и в большинстве других крупных городов – та же картина. То есть все новые объекты должны будут проходить госэкспертизу, а негосударственные эксперты останутся без работы, хотя формально их не ликвидируют.
Правила установления каждого вида зон ещё должно разработать Правительство РФ. Однако защитные зоны ОКН и водоохранные зоны в Петербурге уже есть. Значит ли это, что негосударственная экспертиза в их границах уже невозможна, – непонятно.
«Трактовать новые нормы можно по-разному. Мы обратились за разъяснениями в Минстрой. В худшем случае речь может идти о фактической ликвидации просуществовавшего шесть лет института негосударственной экспертизы и возврате к госмонополии в этой области», – говорит президент Группы компаний «ННЭ» Александр Орт.
По его словам, изменения в регулировании экспертизы остались в тени из-за активного обсуждения поправок в 214-ФЗ, однако они тоже скажутся на застройщиках. Возможно, что реализация некоторых проектов будет приостановлена. Некоторые негосударственные экспертизы выдали свои заключения после вступления в силу поправок, какие-то договоры ещё не исполнены.
Об официальных отказах госстройнадзора по причине «ненадлежащего исполнителя» пока неизвестно. В 2017 году на Северо-Западе 46% всех заключений выданы негосударственными экспертизами, а в 2018-м – уже 52%. В случае ликвидации «частников» госэкспертизы с дополнительным объёмом не справятся, а сроки проверки проектов многократно увеличатся.
Представители негосударственных экспертиз недоумевают, для чего вообще понадобилась такая смена курса. Некоторые говорят о злом умысле.
Зонирование необходимо, чтобы определить, какие объекты можно, а какие нельзя строить на конкретном участке. Эти ограничения отображаются в градплане участка, который и так выдают госорганы. Существование зон не определяет какие-то особые процедуры проведения экспертизы – она делается по единым правилам, а её предмет не связан с особенностями той или иной зоны. Так что, скорее всего, речь идёт о намеренном возврате к государственной монополии. Что, кстати, противоречит указам президента и постановлениям правительства о развитии конкуренции.
Бизнес-сообщество просит отменить принятые поправки. А пока – установить хотя бы переходный период, чтобы спокойно завершить работу по заключённым контрактам.