НАШ ЦИТАТНИК: «Да, цены на жилье у нас высокие, но и себестоимость растет еще быстрее. Земля подорожала, стройматериалы подорожали, трудовые ресурсы подорожали, стоимость финансов и подключения тоже подорожала. С чего у нас должно стоить жилье дешевле?..» Марат Хуснуллин

14 ноября, 22:17

Семья не сложилась

14 апреля 2017 в 14:02

Государственная программа «Жилье для российской семьи» отменена. Ее удалось выполнить лишь на 3,3%, констатировала Счетная палата.

Государственная программа «Жилье для российской семьи» отменена. Ее удалось выполнить лишь на 3,3%, констатировала Счетная палата.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что программа обернулась декларацией о намерениях, а не системой взаимоувязанных мероприятий и ресурсов.

Напомним, что «Жилье для российской семьи» – это часть программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», утвержденной весной 2014-го. Ее основная цель – ввести в эксплуатацию до конца 2017 года не менее 25 млн кв.м жилья экономического класса, или, как теперь говорят чиновники, «стандартного жилья». Уже в тот момент, когда программу принимали, было понятно, что планы практически невыполнимы.

По данным Счетной палаты, на 1 января 2017-го в эксплуатацию введено 0,8 млн кв.м жилья заданной категории, то есть 3,3% от предусмотренного объема. Правом на его приобретение должны были воспользоваться 463 000 семей, но в реестрах, составленных регионами, числятся лишь 74 000 семей, или 16%. А реально купили жилье и того меньше: 26 300 семей (5,7%).

Счетная палата выяснила, что участки, отобранные  Фондом РЖС для строительства жилья, не соответствовали федеральным критериям и в итоге не были предоставлены застройщикам. В 2016-м АИЖК отказалось от 277 участков и готовит отказы еще по 54 (общей площадью 5300 га). При этом расходы Фонда РЖС на вовлечение в оборот этих земель составили 64,7 млн руб.

Выяснилось также, что Правительство РФ не направляло в 2016 году межбюджетные трансферты регионам на строительство инфраструктуры, запланированные в объеме 20 млрд рублей. Средства для поддержки застройщиков в виде льготных кредитов были предоставлены АИЖК в размере 12,4 млрд руб. – этого хватило бы только для 4,6% проектов. При этом 5,7 млрд (45,9%) банки вернули в АИЖК из-за того, что вопросы кредитования застройщиков не были должным образом проработаны. Обещанная кредитная линия Внешэкономбанка (14 млрд рублей) на выкуп объектов инженерно-технического обеспечения тоже не предоставлена.

В целом соглашения по реализации программы, заключенные между Минстроем, АИЖК и регионами, фактически носили формальный характер.

Есть у Счетной палаты и претензии к АИЖК. Например, на 10 февраля 2017-го правление АИЖК не приняло решения по проектам, реализация которых могла бы содействовать развитию рынка арендного жилья в крупнейших городах. Также Агентство не обеспечило эффективное использование и вовлечение в экономический оборот государственных гарантий в объеме 56,3 млрд рублей, предоставленных Минфином для финансирования ипотечного жилищного кредитования.

В Минстрое признали, что подпрограмма «Жилье для российской семьи» неэффективна в условиях кризиса и уже исключена из главной жилищной госпрограммы. Увеличивать объемы строительства стандартного жилья Минстрой и АИЖК будут в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье». Он предусматривает субсидии регионам на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктуры. (В 2017-м предусмотрены почти 20 млрд рублей для 33 регионов.)

Недавно на заседании Общественного совета при Минстрое генеральный директор АИЖК Александр Плутник признался, что программа провалилась: «Она не сработала, если называть вещи своими именами. По разным причинам. Программа была лишена всяческого финансирования. Нам необходимо вернуться к ней, посмотреть, чем ее заменить, чтобы оказывать реальную поддержку строителям и гражданам».