Вирусный ритейл
Крупные fashion-ритейлеры начали переговоры с владельцами торговых центров о снижении арендных ставок из-за пандемии коронавируса.
Крупные fashion-ритейлеры начали переговоры с владельцами торговых центров о снижении арендных ставок из-за пандемии коронавируса.
Из-за перебоев с поставками из Китая и сокращения посещаемости некоторые продавцы не исключают даже временного закрытия магазинов, пишет «Коммерсантъ». Об этом заявили в компании «Зара СНГ», представляющей интересы Inditex в России (бренды Zara, Stradivarius, Oysho, Bershka, Pull&bear и др.). Оператор просит изменить условия арендных договоров в рамках форс-мажорного обстоятельства и даже не взимать плату за тот срок, когда точки будут закрыты. В Петербурге, например, у Zara семь магазинов в разных ТЦ.
С похожим заявлением выступила «дочка» LPP – компания «Ре Трэйдинг», управляющая сетями Reserved, Mohito, House, Cropp и Sinsay. Ритейлер приостановил заключение новых договоров, перенёс сроки реализации инвестиционных планов и прекратил набор персонала. Начали переговоры с арендодателями парфюмерные сети «Золотое яблоко» и «Рив Гош».
Как отмечают эксперты, обращения сетевиков пока носят предупредительный характер, а признание вируса «обстоятельством непреодолимой силы» придётся ещё доказать. Формально этот пункт действует только в случае законодательного решения о временном закрытии торговых центров.
«Ситуация с эпидемией временна, но она будет иметь большие последствия для ритейла, – уверен Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate. – Покупательская активность снижается. Очевидно, что крупные ритейлеры начнут обращаться к собственникам за льготными условиями: снижением «фикса», арендными каникулами и так далее. Профессиональные управляющие пойдут навстречу операторам: им важно сохранить лояльный и надёжный пул арендаторов, который они формировали годами. С другой стороны, важно, чтобы это был двусторонний процесс. Вспомним, как после кризиса 2014-го все качественные торговые центры закрепили ставки по схеме: фиксированная сумма плюс % от оборота. На какие варианты игроки пойдут в этот раз – покажут только переговоры».
По мнению Владимира Каличава, руководителя департамента услуг для ритейлеров Colliers International, делать какие-либо прогнозы в условиях пандемии сложно. Cпонтанных покупок станет меньше, а доля онлайн-торговли существенно вырастет. При этом ритейлеры с более слабой финансовой моделью начнут испытывать серьёзные затруднения.