НАШ ЦИТАТНИК: «Снижение цены для застройщика - путь в тупик: всегда найдется тот, кто предложит еще дешевле. У покупателей возникают демпинговые ожидания: цена упала, может, еще подождать? Растет недоверие: цена падает - значит, у компании какие-то проблемы?..» Максим Жабин

13 ноября, 00:17

Не хватает уверенности

6 августа 2020 в 08:12

PwC представила итоги опроса девелоперских компаний о влиянии коронавируса COVID-19 на рынок недвижимости Real Estate COVID-19 Express Survey

Среди угроз для развития бизнеса, связанных с коронавирусом, девелоперы выделяют снижение уровня потребительской уверенности (81%), вероятность длительного спада экономики (45%) и недостаток информации для принятия решений, вызванный непредсказуемостью кризиса (35%), говорится в отчёте. Оценивая последствия пандемии, большинство респондентов (77%) ожидают падение годовых результатов компании. Среди пессимистично настроенных респондентов более половины (58%) ожидают падение годовых результатов компании более чем на 10%.

Основными мерами для поддержания финансовой устойчивости бизнеса девелоперы считают сдерживание расходов (68%) и корректировку финансовых планов компаний (55%). К вынужденному переносу сроков или отказу от планируемых инвестиций готовы 52% опрошенных представителей рынка недвижимости.

Стоимость жилья на первичном рынке останется неизменной, полагают опрошенные эксперты. Хотя с началом режима самоизоляции на рынке жилой недвижимости было отмечено резкое падение продаж квартир, спрос на жильё в новостройках в некоторой степени был поддержан введением льготной ипотеки под 6,5% годовых и переводом продаж в онлайн-формат с использованием виртуальных шоурумов. В ближайшей перспективе прогнозируется реализация отложенного спроса и частичное восстановление количества сделок. Например, покупка жилья будет рассматриваться как инструмент страхования от кризиса. Поэтому, по мнению 71% респондентов, снижения цены продажи жилья эконом-класса в скором времени не произойдёт.

PwC отмечает трудности в торговом сегменте (владельцы торговых центров из-за снижения ставок и отсрочек ощутили падение прибыли и трудности с несением затрат на содержание объектов), но в долгосрочной перспективе предвидят негативные последствия и для офисов. Дело в том, что в карантине многие организации получили успешный опыт удалённой работы, и в ближайшей перспективе существует вероятность отказа от части арендуемых площадей. Спрос на рабочие места в бизнес-центрах всё же сохранится, но более востребованными, чем ранее, могут стать гибкие офисы, операторы которых будут готовы предложить различные схемы и условия размещения сотрудников: от однодневной аренды необходимого количества рабочих мест до заключения договора на более длительный срок, уверены консультанты.

«Пандемия коронавируса обернулась для рынка недвижимости сложностями, которые повлекли за собой финансовые потери для большинства компаний. Для поддержания устойчивости бизнеса в любой кризисной ситуации требуется внесение изменений в уже отработанные бизнес-процессы. Принятие грамотных стратегических решений и заключение договорённостей между участниками рынка способствуют наименее болезненному выходу из кризиса, дальнейшему наращиванию бизнеса и восстановлению отрасли в целом», – комментирует Олег Малышев, партнёр, руководитель практики оказания услуг компаниям сектора недвижимости PwC в России.